- Хантыйский
- Русский
Сәрханӆ мўв хӑнтэт
Тӑмхӑтӆ ма ӆӑӊхаӆум хӑншты Сәрханӆ мўв хӑнты хәйт оӆӑӊӑн. Ӆыв пиӆэӆа ма Сәрханӆ район Русскинская кәртӑн вўӆєӊ ёх мӑӊхӑтӆ пурайн вәтаӊа йисум.
Семён Григорьевич Рынков 1960-мит оӆн 32-мит вәнт кәртӑн вўӆы ӆавӑӆты хоттєӆ ёх хущи сєма питӑс па єнмӑс па ин вәнты вўӆы ӆавӑӆман вәӆ.
Ӆўв ащеӆ Григорий Данилович Рынков Пим юханӑн сєма питӑс па єнмӑс, щирн пимской хӑнтэт путрупсыйн ма путӑртӑс. Семён Григорьевич интӑм Тром-Аган юханӑн вәӆ, ӆўв пимской па тром-аганской хӑнтэт щирн путӑртты хошӆ. Ащеӆ па щатьщащеӆ мєт ма Пўпи як вәсӊӑн. Ӆын иса пурайн округевн вәӆты Пўпи як хотӑт вєрты пурайн вохантсыйӊӑн, тәса арӑт арисӑӊӑн, яксӑӊӑн, хӑнты моньщӑт, йис путрӑт путӑртсӑӊӑн. Щи пӑта, аӆпа, Семён Григорьевич ищи хӑнты арӑт тәса арийӆ, Пўпи як хотӑта ӊхӑӆ, Ёмвоша мӑӊхӑтӆӑта ищи вохийӆӆы. Русскинская кәртӑӊ ӑшколая ӆўв ищи вохантӆы, няврємӑта путӑртӑӆ хӑнты мир йис вәӆупсы оӆӑӊӑн, щи тумпи хӑнты щирн якты вәнӆтӑӆ.
Семён Григорьевич Рынков 30 муӆтас оӆ мӑр совхозн вой-хўӆ веӆпӑсӆуман, вўӆы ӆавӑӆман рәпитӑс. Сыры ар нюхӑс веӆпӑсӆӑс.
Имеӆ Тамара Алексеевна Рынкова пиӆа ин вәнты вәнт шушийн вўӆы ӆавӑӆман, хўӆ веӆпӑсӆуман вәӆӆӑӊӑн. Няврємӆаӆ па хиӆыӆаӆ ищи хӑнты щирн вәӆӆӑт, вўӆэт тӑйӆӑт, рәт мир йис вєрӑт ӆавӑӆӆӑт, ма рәт ясӑӊӑн путӑртӆӑт.
Әмӑщ вантты, хән хӑнты мир ай пушхиет эвӑӆт пирӑщ ёх вәнты иса рәт ясӑӊӑн путӑртӆӑт, хӑнты ӆәмӑтсухн ӊхӆӑт, щиты рәт мир йис вәӆупсы ӆавӑӆӆӑт. Щиты Сәрханӆ мўв вәнт шушетн хӑнтэт вәӆӆӑт.
Мосӆ лупты, Русскинская кәрта вўӆєӊ ёх мӑӊхӑтӆа Ямал мўв хӑнтэт ищи юхтыйӆӆӑт, щит Муравленко вош пўӊӑӆн вәӆты вәнт шушетн вўӆы ӆавӑӆты ёх. Ӆыв кўтэӆн айӆат хә Дмитрий Мултанов пиӆа вәтаӊа йисум.
Ӆыв вәнт кәртэӆ Ямало-Ненецкой автономной округ Пуровской районӑн вәӆ. Ӑӊкеӆ-ащеӆ Татьяна Дмитриевна па Анатолий Николаевич Мултановӊӑн айӆат пураеӆ вўш эвӑӆт вўӆы ӆавӑӆман вәӆӆӑӊӑн. Вәнт шушеӆ вәнты Муравленко вош эвӑӆт машинайн муй «Буран» әхӑӆн кӑт щос мӑнты мосӆ. Ӆын нӆ няврєм єнмӑӆсӑӊӑн, и эви па хәӆум пух. Дмитрий ай пурайӆ вўш эвӑӆт вўӆы ӆавӑӆты нётӆ, ӆўв путӑртӑс, хутыса ӆыв ин вәӆӆӑт:
– Ма нємӑӆт тӑхийн ӑн рәпитӆум, вәнт кәртэвн вўӆы ӆавӑӆман вәӆӆум. Ӑӊкєм-ащєм, яюм пиӆа ха вәӆӆўв. Тӑӆ пурайн вўӆыӆўв вәнт пєлӑка мӑнӆӑт, мўӊ щив касӑӆӆўв. Товийн па нӛрум пєлӑка юхӑтӆўв. Иса мосты пурмӑсӑт «Буран» әхӑӆн и тӑхи эвӑӆт па тӑхия тәтьӆяӆӆўв. Щиты кєншӑк, вантэ, сыры ӑӊкєм-ащєм иса вўӆы әхӑӆн ӊхсӑт, ма щирємн, ӆавӑртшӑк вәс. Тащевн мўӊ итәх вўӆыӆўв ёш воя тӑйӆăӆўв, ӆывты ай пураеӆ вўш эвӑӆт нянян, комбикорм ӆєтутн, хўӆн ӆапӑтӆӑӆўв. Па вўӆэт щи ӆєтут ӆєты ӑн ӆӑӊхаӆӑт, тәп вўӆы ӆант, ӆўӊӑн турн ӆєӆӑт. Ёшӑӊ вўӆыӆўв комбикорм унтасн кӑраӆя вохӆăӆўв, ӆыв пеӆн иса вўӆыӆўв кӑраӆя юхӑтӆӑт, щиты кєншӑк ӆывты ӆавӑӆты.
Дмитрий Анатольевич ясӑӊӆаӆ щирн, вәнт кәртӑӆ пўӊӑӆн ӆапӑт киломєтрайн мўв иӆпи тащ вўты ёх рәпитӆӑт. Ӆыв хӑнтэт пиӆа кашащты нєпекӑт хӑншаньщӆӑт па мосты вєрӑтн ӆывеӆа нётӆӑт.
Ӑӊкеӆ иса хӑнты нєӊӑт иты хӑнты пурмӑсӑт ёнтӑӆ, эвеӆ ӆўвеӆа иса вєрӑтн нётӆ. Пухӑт па ащеӆа вой па хўӆ веӆпӑсӆӑты, вўӆы ӆавӑӆты па па иса хә вєрӑтн нётӆӑт.
Надежда Рагимова
Сургутские оленеводы
Сегодня я хочу рассказать о сургутских оленеводах, с которыми познакомилась в селе Русскинская Сургутского района во время слёта рыбаков, охотников и оленеводов.
Семён Григорьевич Рынков родился и вырос в семье оленеводов и до сих пор ведёт традиционный образ жизни, имеет своё поголовье оленей.
Он родился в 1960 году на угодьях №32 возле Русскинских. Его отец Григорий Данилович Рынков вырос на реке Пим тоже в семье оленеводов, поэтому хорошо говорил на пимском говоре сургутского диалекта хантыйского языка. Родовое угодье Семёна Григорьевича находится на вершине реки Тром-Аган и реки Пим, поэтому он является носителем тром-аганского и пимского говоров сургутского диалекта. И отец, и дед его были постоянными участниками традиционного хантыйского обряда «Медвежьи игрища», которые проходили в округе. Они хорошо знали хантыйский фольклор, пели песни на родном языке, рассказывали сказки, предания. Знание фольклора передалось и Семёну Григорьевичу, он тоже участвует в проведении традиционных обрядов, поёт песни, танцует, показывает сценки. Ездил на проведение хантыйских обрядов в Ханты-Мансийск. В селе Русскинская его приглашают в школу, где он обучает детей хантыйским танцам и учит петь обрядовые песни.
С.Г. Рынков более 30 лет проработал рыбаком-охотником и оленеводом в
колхозе села Русскинская, добывал много соболей. С супругой Тамарой Алексеевной Рынковой до сих пор ведут кочевой образ жизни, пасут оленей, занимаются рыбалкой. Дети и внуки также занимаются оленеводством, соблюдают и чтят традиции и обычаи родного народа принимают участие в соревнованиях на оленьих упряжках.
Приятно осознавать, что в с. Русскинская соблюдаются обычаи народа ханты, маленькие дети свои первые слова произносят на родном языке, все – от мала до велика – говорят на родном языке, носят национальную одежду. Пообщавшись с ними, с уверенностью можно сказать, хантыйский язык будет жить!
Надо сказать, что сургутские ханты живут не только на территории Сургутского района, но и на Ямале – на стойбищах, находящихся недалеко от г. Муравленко. Они тоже являются постоянными участниками и посетителями слёта рыбаков, охотников и оленеводов в Русскинской. Один из них – оленевод Дмитрий Мултанов.
Его родовые угодья находятся в Ямало-Ненецком автономном округе в Пуровском районе. Родители Татьяна Дмитриевна и Анатолий Николаевич Мултановы тоже выросли в оленеводческой среде, занимаются оленеводством. Их стойбище расположено в двух часах езды от Муравленко. Они воспитали четверых детей – одну дочь и троих сыновей. Дмитрий с раннего детства помогает родителям, рассказал, как они живут:
– Я нигде не работаю, только оленеводством занимаюсь. Старший брат тоже с нами живёт в лесу. Мы каслаем регулярно, зимой – в тайгу, а в весенне-летнее время – в тундру. Всё необходимое на снегоходы грузим и едем. Раньше родители на оленьих упряжках всё перевозили. Олени к приходу весны сами идут уже в тундру. Летом они едят траву, ягель. Только приученные олени едят комбикорм, рыбу. Приучаем их с маленького возраста для того, чтобы стадо легче было в кораль загонять. Приученные бегут первыми и стадо за ними. Если бы не было приученных, наверно, в кораль было бы труднее загонять, ведь многие олени не едят комбикорм и рыбу.
По словам Дмитрия Анатольевича, неподалёку от их стойбища, в 7 километрах, работают нефтегазодобывающие предприятия. Они заключают соглашения с оленеводами и выплачивают им компенсацию.
С годами жизнь коренных народов меняется, но, несмотря ни на что, они сохраняют собственные традиции. Ведь сейчас нефтяники построили дороги, можно на машине доехать до определённого места, а дальше на снегоходе. Это намного облегчило жизнь. Но при этом, как и прежде, женщины вручную обрабатывают шкуры оленя, шьют национальную одежду, мужчины пасут оленей. Они бережно относятся к традициям, передают их из поколения в поколение.
Надежда Рагимова